1 августа

Алексей Шпагин. Кем он был?

Завод Шпагина. В разные годы предприятие, превратившееся в 1927 году из главных железнодорожных мастерских в пермский паровозоремонтный завод имени А.А. Шпагина, то носило имя Алексея Шпагина, то теряло его. Первый раз у завода отняли имя Шпагина в 1937 году, после ареста революционера, а в 1957 году имя предприятию было возвращено. Второй раз завод им. Шпагина перестал быть «Шпагиным» в 90-х годах прошлого века. Сегодня идет процесс преобразования завода в культурно-рекреационное пространство «Завод Шпагина».

Так кем же был Алексей Шпагин? Они – человек и завод – почти ровесники. Завод всего лишь на год старше. Итак, 13 октября (по новому стилю) 1879 году в глухой деревеньке Тамаевка Нижегородской губернии в крестьянской семье родился Алексей Шпагин. В семье росло восемь сыновей, и с раннего детства все дети семьи Шпагиных были приучены к труду.

Уже в 12 лет Алексей Алексеевич работал грузчиков на одном из первых в России содовых заводов, открытых пермским промышленником Иваном Любимовым совместно с компанией бельгийского инженера и промышленника Сольве в 1883 году в Березниках. В Березниках ему удалось устроиться в ученики к слесарю, а значит сделать шаг вперед.

Потом был Донбас, Сормовский завод, где Шпагин проникся революционными идеями, женитьба на Екатерине Аверьяновой…

Современники вспоминали Шпагина как человека упорного, трудолюбивого, во всем полагающегося на свои силы, горячего и вспыльчивого, но всегда надежного человека, честного, прямодушного, прямолинейного. У него была даже кличка «Кувалда». Но была у Алексея Алексеевича и вторая кличка «Учёный». Он был и весьма любознательным и общительным человеком, тянулся и к книгам, и к людям.

В июне 1906 года Шпагин прибывает в Пермь, устраивается в Главные железнодорожные мастерские. Вакансии слесаря на тот момент были заняты, и Алексей Алексеевич устроился на свободное место у строгального станка. Опыта работы строгальщиком у него не было, но смекалка помогла. «В следующий месяц, — вспоминал позднее Шпагин, — мой заработок был выше моего оклада на пять процентов, а потом я дошёл и до двухсот процентов. Но все это было достигнуто в результате невероятных усилий и всякого рода технических приспособлений».

Уже в феврале 1907 года Алексей Шпагин, рабочий-строгальщик, был выбран депутатом II Государственной Думы Российской империи от Пермской губернии. То, что казалось невозможным, стало возможным.

Потом Петербург, встречи с Лениным, парижская эмиграция…

Осенью 1917 года Алексей Алексеевич возвращается в Россию. Пермь, Главные железнодорожные мастерские, работа слесарем… Шпагин как всегда в гуще событий! После октябрьского переворота он организует железнодорожный батальон в Перми. С началом гражданской войны входит в состав исполнительного комитета Верхне-Уральского округа путей сообщения. После освобождения Перми от Колчака становится председателем Пермского городского уездного исполкома.

Февраль 1920 года. Шпагин уже назначен комиссаром в Главных железнодорожных мастерских. Он можно сказать с нуля (на том момент мастерские работали плохо) организует процесс ремонта локомотивов, поднимает трудовую дисциплину. В 1923 году рабочие (решение общего собрания рабочих) ходатайствуют о присвоении главным железнодорожным мастерским имени Алексея Алексеевича Шпагина…

По материалам книги «Дорога ведет через годы: 125 лет Пермскому МРЗ»

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все История