19 сентября

История Петра Заломова — прототипа главного героя романа «Мать»

Жизненный путь Петра Заломова, рабочего-революционера, прототипа главного героя романа Максима Горького «Мать», организатора одной из первых массовых первомайских демонстраций в 1902 году в Сормове, связан с заводом им. Шпагина.

Выходец из многодетной семьи рабочего механического завода Курбатова Петр Андреевич с ранних лет знал, что такое тяжелый труд. В 15 лет, после смерти отца, несмотря на старания матери найти сыну «работу почище», Петр Заломов устроился подручным слесаря на тот же завод в Нижнем Новгороде, где ранее работал его отец. С пяти утра до семи вечера, все праздники и дополнительно три ночи в неделю трудился юный Заломов.

Как вспоминал впоследствии Петр Андреевич, «…спать ему хотелось настолько, что он был готов свалиться на камни мостовой, в грязь, куда угодно. А в 17 лет обнаружил, что не может делать быстрых движений — задыхается…».

Такие условия работы были не только на заводе Курбатова, через много лет о работе в Главных железнодорожных мастерских (будущий Завод Шпагина) Петр Заломов вспоминал так: «За адскую работу кочегар получал восемнадцать рублей в месяц. Положение откатчика было еще хуже».

Работая на заводе Курбатова, Петр Андреевич увлекается революционными идеями, становится членом марксистского кружка. В 1898 году Заломов был уволен с нижегородского завода как «политически ненадежный». Ему удалось тайно выехать из Нижнего Новгорода в Пермь и заручиться рекомендацией для трудоустройства в Главные железнодорожные мастерские (будущий Завод Шпагина).

Как отмечают эксперты, так через годы описывал процедуру принятия в мастерские в своих воспоминаниях Петр Заломов: «Мастер прочел рекомендательную записку и тут же выдал первый попавшийся под руку обрубок круглого железа. Этот обрубок нужно было на глазах мастера, а все мастера в казенных мастерских были инженерами, превратить в блестящий кубик. Каждая сторона кубика должна была быть равной одному дюйму». Подобные испытания были обычными для этого времени.

И несмотря на то, что Заломов блестяще справился с этим заданием и мастер принял его, вмешательство помощника мастера не позволило признать работу Петра Андреевича достаточно квалифицированной.

В результате Заломов стал работать в мастерских в бригаде по ремонту парового отопления. В дальнейшем ему удалось поработать смазчиком трансмиссий в механическом цехе мастерских.

«В механическом цехе приводы трансмиссий располагались под самым потолком, на высоте десяти-двенадцати метров. Нужна была большая ловкость, чтобы держа в одной руке масленку, в другой – ведро, а под мышкой – насос, пробираться по узкой дощечке между движущимися ремнями, перешагивать их. … Каждый день грозила участь быть затянутым приводом, быть сброшенным стремительно двигающимися ремнями вниз, на цементный пол…», — вспоминал Заломов.

Петр Заломов проработал в Главных железнодорожных мастерских год. За это время развернул активную пропагандистскую деятельность среди рабочих, за что был уволен. После отъезда из Перми Заломов устроился на Сормовский завод. Примерно в это время на Сормовский завод устроился и Алексей Шпагин, чье имя в дальнейшем было присвоено Главным железнодорожным мастерским.

По материалам книги «Дорога ведет через годы: 125 лет Пермскому МРЗ» и сайта ns.nounb.sci-nnov.ru.

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все История