19 мая

Пермские пушечные заводы

С площадки завода Шпагина и c набережной хорошо видны трубы «Мотовилихинского завода», которое является одним из старейших действующих предприятий России.

Мотовилихинский медеплавильный завод, который дал ему начало, всего на 13 лет младше Егошихинского. Несколько десятилетий заводы работали вместе, но Мотовилихинский оказался жизнеспособнее. Но, если Егошихинский завод дал жизнь городу, то Мотовилихинский положил начало еще одному предприятию, которое построили на его месте – сталепушечному заводу.

В конце XIX века он был известен под маркой «Пермские пушечные заводы». В 1875 году здесь был пущен самый мощный на тот момент времени молот в мире. Его еще называли царь-молот. Пишут, что когда работал этот молот, кругом содрогалась земля, на территории завода невозможно было работать на станках, а в прилегающих деревнях и поселках на столах звенела посуда. Обычно он работал в ночную смену.

Неизменным успехом пользовался вот такой аттракцион: под боек молота клали карманные часы, а вокруг них укладывали стальные бруски значительно бОльшей высоты. Ударами молота стальные бруски осаживали до толщины часов. Последним ударом стекло часов разбивалось, но часовой механизм продолжал работать. Царь-молот стал одной из главных достопримечательностей Перми. К примеру, писатель Антон Чехов, будучи здесь проездом в 1902 году, тоже решил взглянуть на это уникальное сооружение на Пермских пушечных заводах.

После революции царь-молот демонтировали, однако его основание так и осталось в земле, под одним из цехов.

Ко времени посещения Чеховым Пермских заводов здесь уже работали мартеновские печи – одни из первых на Урале. Уже ходил самодельный паровоз, спроектированный мастером-самоучкой по первой в России внутризаводской железной дороге. Уже была отлита царь-пушка, которая значительно тяжелее той, что стоит в Московском кремле, к тому же, действующая: из нее было произведено 313 выстрелов. Уже завод был, фактически, городом: 18 каменных зданий завода контрастировали с избами, из которых состояли Пермь и Мотовилиха, а Пермские пушечные заводы вышли на первое место не только в Европе, но и в мире по производству крупнокалиберной артиллерии.

К слову, электрическое освещение на заводе появилось на несколько лет раньше, чем в Перми. Но, самое главное, инженер Николай Гаврилович Славянов уже изобрел электродуговую сварку, изменившую ход истории.

Главные железнодорожные мастерские, которые теперь нам известны как завод Шпагина, в 1902 году уже работали, однако совсем не заинтересовали писателя.

По сведениям краеведа Ивана Остроумова: «Июньский день выдался жарким. Гуляя по Перми, Чехов решил передохнуть. Попытался зайти в садик, называемый местными жителями «козий загон», — не тут-то было: дверь не открывается, завалена мусором. В сад возле консистории у набережной, в котором стояла в то время и ротонда с видом на реку, оказалось, не всех пускают. Высокий забор, у входа — объявление: нижним чинам и собакам воспрещается«.

«Меня очень привлекал этот уголок, но войти я не мог, — писал позже Антон Чехов, — Ведь я много часов уже бродил по городу, как бездомная собака, и кроме того был самым нижним чином. Если бы в городе не палили пушки, то можно было бы спать на ходу».

Примечательно, что всего пару лет назад другой великий русский писатель – Александр Грин – тоже ходил по этим улицам и даже работал в железнодорожных мастерских!

Фото — Государственный архив Пермского края.

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все История