23 июля

Железнодорожный вокзал Пермь I

С территории культурно-рекреационного пространства «Завод Шпагина» хорошо виден памятник архитектурного наследия — железнодорожный вокзал Пермь I.

Вокзал стал принимать пассажиров в 1878 году. Его строительство велось одновременно с главными железнодорожными мастерскими и железной дорогой, а также с вокзалом в Екатеринбурге.

С последним они почти братья-близнецы, это типовой проект вокзала станции 1 класса Уральской горнозаводской железной дороги архитектора Петра Шрейбера. Отличие в том, что пермский вокзал в 1910 году удлинили и сделали еще один вход-башенку по проекту инженера Игнатия Быховца. Так был ознаменован важный этап в истории вокзала: он стал полноправной станцией, а не конечным пунктом железнодорожной линии. Тогда же он получил привычное нам название — Пермь I.

Пермский железнодорожный вокзал располагался в центре города и был построен там, где раньше находился старый гостиный двор, на бойком месте возле причала.

Он и сам был таким местом. “Я любил ходить на этот вокзал так, ни зачем, посидеть на круглом мягком диване в 1-ом классе, встретить на перроне проходящий поезд, потолкаться среди проезжающей публики, ощутить, одним словом, движение, жизнь (…), — писали современники, — на этот вокзал мы, семинаристы, ходили провожать отъезжающих после окончания театрального сезона своих любимых артистов. На этом вокзале во время японской войны видел отправляемых на фронт уланов. Здесь же я видел проводы мобилизованных и слёзы, слёзы и слёзы. Здесь же я видел, как однажды встречали одного железнодорожника, которому отрезало ноги. С этого вокзала мы, радостные, уезжали на каникулы, гурьбой, в отдельном заарендованном вагоне. Отсюда же с пониженным настроением мы на извозчиках после каникул направлялись в «недра» семинарии».

В феврале 1919 года Пермь встречала адмирала Колчака хлебом-солью не где-нибудь, а на железнодорожной станции Пермь I. Но советские и партийные деятели послереволюционной России уже стали предпочитать станцию Пермь-II.

Рядом с вокзалом, образуя с ним единый комплекс, располагались здания управления Пермской железной дороги, построенные в 1880-90-х годах. Они соединялись воздушным переходом через пути (ныне эта часть комплекса разрушена, теперь здесь стоит паровоз-памятник).

После гражданской войны управление Пермской железной дороги было переведено в Екатеринбург. С 1953 года железная дорога называется Свердловской.

В нескольких минутах ходьбы от Завода Шпагина расположена набережная.

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все Прогулки