3 октября

Виртуальная прогулка вдоль Камы

Продолжаем серию публикаций о виртуальных  прогулках по окрестностям социокультурного пространства «Завод Шпагина».  Материал посвящен прогулке вдоль красавицы Камы. 

Более 550 судов проходило за навигацию по Каме в 18 веке. Ладьи, насады, коломенки, беляны, расшивы, дощаники… Как правило, суда служили один год, потом владельцы продавали их на дрова.

Сначала суда тянули бурлаки, в начале 19 века на Каме насчитывалось около 60 тысяч этих наемных рабочих, потом появилась коноводка.

И вот весной 1819 года по Каме внезапно проплыли два первых парохода. Это были пароходы помещика Всеволожского. Городской летописец Прядильщиков так описывал это удивительное явление: «Чудные суда, после нескольких рейсов пред городом, поплыли на Волгу – и не возвращались оттуда».

Прошло 27 лет.  И пароход вновь покоряет Пермь. В 1846 году Василий Парначёв, Осип Ларион, Цветков, Николай Ильин открывают «Пермское пароходное общество» и строят деревянный буксирный пароход, дав ему имя «Пермь».

В 1851 году по Каме курсирует уже 11 пароходов, а в 1858 году пароходное общество «Кавказ и Меркурий» открывает срочное пассажирское сообщение между Пермью и Нижним Новгородом.

Через год движение по реке стало регулярным. Горшенин писал в своем путеводителе: «Берега многоводной, но малооживленной и довольно пустынной реки закипели жизнью».

В 1878 году в Перми были открыты Главные железнодорожные мастерские (в будущем Завод Шпагина). Место для строительства было выбрано не случайно. Рядом с главной водной артерией города была возведена железная дорога.

Пермь, с конца 18 века,  фактически стала перекрестком транспортных путей Урала С пуском в 1878 году железной дороги город стал перевалочным пунктом и в железнодорожных грузоперевозках, и местом пересадки пассажиров с камских речных пароходов на железную дорогу и обратно.

А там, где построена железная дорога, там и определили место для мастерских по ремонту паровозов, которые в 1927 году были переименованы в Пермский паровозоремонтный завод им. Шпагина.

По материалам книги «Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки, Том I»

Будь
в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
Будь в курсе
Подпишись на рассылку и узнавай первым о самых интересных событиях
все Прогулки